Preview

Qainar Journal of Social Science

Расширенный поиск

Эмоции и когнитивные процессы в трудовой деятельности: роль эмоционального интеллекта

https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-3-24-38

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи эмоций и разума, а также феномену эмоционального интеллекта (далее - ЭИ), который объединяет в себе способность распознавать и управлять собственными эмоциями и эмоциями окружающих. В данной работе рассматриваются ключевые компоненты эмоционального интеллекта, такие как самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки, и их влияние на профессиональную среду. Уровень эмоционального интеллекта является необходимым качеством наравне с профессиональными и цифровыми навыками. В статье проведен обзор основных теоретических аспектов эмоционального состояния человека, предложенных в контексте аналитической, когнитивной и отечественной психологии, с целью расширения понимания эмоционального интеллекта. Основное внимание уделено анализу теорий, которые рассматривают эмоции как результат физиологических реакций или когнитивных процессов, а также в контексте социального научения и мотивации. В данной работе исследуются ключевые аспекты взаимодействия эмоций с восприятием, мотивацией и когнитивными процессами, а также их роль в формировании целостности личности и адаптации к профессиональной среде. Важные акценты сделаны на анализе эмоциональных реакций, оценке их значимости для субъекта и поиске связи между эмоциональными состояниями и когнитивной деятельностью. Выводы статьи подчеркивают значимость ЭИ как ключевого фактора в понимании эмоциональных реакций, что делает его важным элементом в психологической теории и практике.

Об авторах

Н. А. Дахри
Технологический университет Малайзии, Школа образования
Малайзия

Дахри Н.А. – PhD, доцент, научный сотрудник, постдокторант, факультет социальных и гуманитарных наук, 

Джохор-Бару.



Н. Москаленко
Университет международного бизнеса им. К. Сагадиева
Казахстан

Москаленко Н. – магистр наук,

Алматы.



Список литературы

1. Bocharov V.Yu. Labor relations of the Russian working youth of the client'syouth in the customer service // Social and labor research. – 2022. – №. 1(46). – P. 177-186. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186 (In Russ.)

2. Gorbunova M.Y., Figlin L.A. Emotions as an object of sociological studies: bibliographic analysis // Sociological studies. – 2010. – №.6. – P. 13-22. (In Russ.) https://elibrary.ru/item.asp?id=14870238

3. Antoshkina E.A., Osipova V.V., Odinochkina V. S. Human behavior in a situation of choice //Herald of educational consortium Srednerussky university. Series: Humanities. – 2020. – №.15. – P. 44-45. (In Russ.)

4. Grandey A.A. Emotions at work: A review and research agenda //Handbook of organizational behavior. – 2008. – Vol. 1. – P. 235-261. https://doi.org/10.4135/9781849200448.N14

5. Whiteman G., Müller T., Johnson J. M. Strong emotions at work //Qualitative Research in Organizations and Management. – 2009. – Vol. 4. – №. 1. – P. 46-61. https://doi.org/10.1108/17465640910951444

6. Oatley K. (1991). Emotions. In M.W. Eysenck (Ed.), Dictionary of cognitive psychology (pp.129-134). Oxford: Blackwell.

7. Berekenova J.D. Psychological features of the development of human feelings and emotions //Science: past, present, future: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, 20 May, 2015). – Ufa:Aeterna, 2015. – P. 208210. (In Russ.)

8. Kibitov A.O., Trusova A.V., Egorov A.Y. Internet addiction: clinical, biological, genetic and psychological aspects // Issues of Narcology. – 2019. – №. 3. – P. 22-47. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2019_3_22 (In Russ.)

9. Wundt V. Essay on psychology / V. Wundt / per. s nem. G.A. Paper. – M: Terra, 2015. – 464 p. (In Russ.)

10. Kubryakova E. S. On cognitive linguistics and semantics, the term "cognitive" // Herald of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication. – 2001. – №. 1. – P. 4-10. (In Russ.)

11. Brockner J., Higgins E. T. Regulatory focus theory: Implications for the study of emotions at work // Organizational behavior and human decision processes. – 2001. – Vol. 86. – №. 1. – P. 35-66. https://doi.org/10.1006/OBHD.2001.2972

12. Danovsky D. V., Polozov N. A. Psychological processes of labor activity //The first step in greater science. – 2023. – P. 145-148. (In Russ.) https://elibrary.ru/item.asp?id=54775169

13. Lugovskiy V. A., Blokhovtsova G. G. Psychological aspects of optimization of joint labor activity within the organization // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Cognition. – 2018. – №. 4. – P. 91-95.

14. Allison J. Demand economics and experimental psychology //Behavioral Science. – 1979. – Т. 24. – №. 6. – С. 403-415. https://doi.org/10.1002/BS.3830240606

15. Kulintseva Yu.S. Psychological determinants of the formation of leadership aspirations of an individual at the stage of study at a university // Humanization of education. – 2011. – №. 2. – P. 26-31. (In Russ.)

16. Kaz M. S. Signs and meanings in models of labor activity: from the history of things to the history of ideas //Voprosy filosofii – 2011. – №. 4. – P. 41-52. (In Russ.) https://www.researchgate.net/publication/298893806_Sign_and_value_in_models_of_l abor_activity_from_history_of_things_to_history_of_ideas

17. Carriere K. R. Workers’ rights are human rights: Organizing the psychology of labor movements. //Current opinion in psychology. – 2020. – Vol. 35. – P. 60-64. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2020.03.009

18. Hacker W. Activity: A fruitful concept in industrial psychology //Goal directed behavior. – Routledge, 2021. – P. 262-283. https://doi.org/10.4324/9781003150749-21 https://www.sciencegate.app/document/10.4324/9781003150749-21

19. Cropanzano R., Keplinger K., Lambert B. K., Caza B., Ashford S. J. The organizational psychology of gig work: An integrative conceptual review //Journal of Applied Psychology. – 2023. – Vol. 108. – №. 3. – P. 492–519. https://doi.org/10.1037/apl0001029

20. Li M., Zhao Z., Cui L. Emotional labor strategies mediate the relationship between psychological empowerment and burnout of frontline hotel employees //Social Behavior and Personality: an international journal. – 2021. – Vol. 49. – №. 4. – P. 1-10. https://doi.org/10.2224/sbp.10053

21. Yeo S. J. Mediating effect of positive psychological capital on the relationship between emotional labor and job satisfaction in clinical nurses //Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society. – 2020. – Vol. 21. – №. 4. – P. 400-409. https://doi.org/10.5762/KAIS.2020.21.4.400

22. Conte J. M. Work in the 21st century: An introduction to industrial and organizational psychology. – John Wiley & Sons, – 2024. https://books.google.kz/books/about/Work_in_the_21st_Century.html?id=qkgXEQAAQBAJ&redir_esc=y

23. Granulo A., Fuchs C., Puntoni S. Preference for human (vs. robotic) labor is stronger in symbolic consumption contexts //Journal of Consumer Psychology. – 2021. – Vol. 31. – №. 1. – P. 72-80. https://doi.org/10.1002/jcpy.1181

24. Schachter S., Singer J.E. 1962. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychol. Rev. – 69. – P. 379-399. https://doi.org/10.1037/h0046234

25. Izard K. E. Psychology of emotions. – Publishing house, Piter, 1999.


Рецензия

Для цитирования:


Дахри Н.А., Москаленко Н. Эмоции и когнитивные процессы в трудовой деятельности: роль эмоционального интеллекта. Qainar Journal of Social Science. 2024;3(3):24-38. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-3-24-38

For citation:


Dahri N.A., Moskalenko N. Emotions and cognitive processes in labor activity: the role of emotional intelligence. Qainar Journal of Social Science. 2024;3(3):24-38. https://doi.org/10.58732/2958-7212-2024-3-24-38

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2958-7212 (Print)
ISSN 2958-7220 (Online)